Шевели извилиной


М ногие люди жалуются на "дырявую" память. В наше время, когда на человека постоянно обрушиваются целые потоки информации, особенно важно удержать в голове как можно дольше. Да вот беда, перегруженный мозг спешит избавиться от этого информационного пресса. И потому мы потом мучительно пытаемся вспомнить номера телефонов и имена знакомых, которые, как казалось, были впечатлены навеки.
Можно ли что-то существенное сделать со своей памятью, заставить ее работать лучше? Конечно же да. Ведь на самом деле наш мозг, как утверждают ученые, никогда ничего не забывает, запоминая буквально все, что видит, слышит и ощущает в течение всей своей жизни. Любая мелочь храниться где-то в тайниках нашего мозга.
Американский нейрохирург Пенфильд провел серию любопытных экспериментов, подтверждающих сказанное. В отдельные участки коры головного мозга вживляли электроды и стимулировали их слабым током. Это раздражение вызывало в памяти необыкновенно яркие и детальные картины, прошедшего, которые, казалось бы, забылись навсегда. Те же самые результаты были достигнуты с помощью гипноза. Погруженные в искусственный сон, люди целыми главами безошибочно цитировали книги, которые читали давным- давно. А веддь в нормальном состоянии они не смогли бы вспомнить ни слова оттуда, даже под угрозой расстрела.
Так что, если вам кажется, что вы что-то забыли, это вовсе не означает, что такой информации действительно нет в вашем мозгу. Просто она затерялась в завалах других фактов, и вам никак не удается ее извлечь, отыскать. Для этого надо уметь организовать свою память, структурировать ее.
Методики, позволяющие это делать, были известны с древних времен. Так монахи -доминиканцы еще в 16 веке, обучаясь ораторскому мастерству, использовали для заучивания речи методом "привязки к местности". Человек брал знакомый ему до мелочей путь и мысленно проходил по нему, последовательно раскладывая по дороге мысли и идеи, которые должен потом был изложить. Выступая же, он снова мысленно шел этим путем, поднимая разложенные там заранее слова и мысли.
К сожалению в школах, практически не обучают методикам запоминания, используя все тот же метод зубрежки. Между тем без тренировки память постепенно слабеет, люди постепенно превращаются в интеллектуальных дистрофиков, неспособных хоть ненадолго удержать в уме несколько многозначных чисел сразу. Что делать с этим? Тренируйтесь!
Вот, что по этому поводу говорит известный ученый А. Азаращвили из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН. :
Суть тренировок сводиться к следующему: обучающий ежедневно должен запоминать какую-нибудь информацию в объеме, который не вызывает затруднений. Желательно эти занятия проводить в одно и тоже время суток. В очередной день сначала воспроизводят по памяти то, что было заучено в предыдущий день, затем выучивают следующую порцию. Казалось бы, такая простая тренировка мало, что может изменить, однако это не так. Через некоторое время обучающийся осознает, что он с легкостью может запомнить большой объем информации.
При определенном упорстве человек с плохой памятью способен догнать и перегнать тех, кто изначально обладал хорошей памятью, но не тренировал ее.
   
СУПЕРПАМЯТЬ- ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРОЩЕ?

Владимир Березин (житель небольшого городка Карасук на юге Новосибирской области) утверждает, что каждый из нас может без особых усилий как минимум В ЧЕТЫРЕ РАЗА увеличить объем памяти. В этом он, мол, убедился на собственном опыте.
Березин в свое время окончил художественно-графический факультет Омского педагогического института и всю свою сознательную жизнь рисовал. Но однажды ему на глаза попалась книга "Твои возможности, человек", в которой описывались наблюдения доктора Лурия за одним из пациентов, обладавшим феноменальной памятью. Задумавшись над прочитанным, Березин стал шаг за шагом создавать собственную систему развития памяти. "То, что под рукой не оказалось нужной литературы, сослужило добрую службу", - считает Владимир. В противном случае я наверняка пошел бы по проторенному пути.
Спустя некоторое время он с удивлением обнаружил, что может без особых усилий запоминать двадцатизначные числа. А ведь до недавнего времени забывал даже простой номер телефона.
Надо сказать, что на сегодняшний день существует множество всевозможных методик по развитию памяти. В частности, еще из древности известен метод Цицерона. Суть его заключается в том, что его автор, великий оратор, писатель и философ, мысленно вкладывал информацию в "углы" своей комнаты и затем так же мысленно "возвращался" в тот или иной угол, чтобы извлечь требуемое.
Недостаток метода заключается в том, что он не использует все пространство. Березин понял это и стал эксплуатировать все "пространство". Более того, он ввел в свою методику еще несколько приемов, которые позволили получить сверхрезультат. Память при использовании системы Березина может без особых проблем хранить долгие годы не то что "вагоны", а целые составы фактов и сведений.
Важным является то, что, помимо прочего, Березин использует образы. Так, цифры ассоциируются у него с определенными образами: два - это кошка, три - птица, восемь - женщина...
- Моя работа может совершить переворот в современном образовании, поскольку в ней заложены огромные возможности для каждого ребенка, - убежден Владимир. Он предложил мне попробовать на себе его систему. Признаюсь, к идее подобного эксперимента я отнесся весьма скептически. Но все же рискнул попытаться запомнить двадцатизначное число. Спустя каких-либо десять минут я с удивлением обнаружил, что без запинки воспроизвел все двадцать цифр. То же самое я сделал и неделю спустя, когда писал эту статью.
В свое время Березин обучал своей системе детей лицейского класса в местной школе. Буквально через несколько занятий ребятишки могли спокойно выполнять арифметические действия с двадцатипятизначными числами. Во время открытых уроков ученица Березина привела всех присутствующих педагогов в смущение и восторг: бегло просмотрев целый альбом картин разных художников (восемьдесят рисунков!), она через двадцать минут безошибочно назвала всех авторов показанных ей произведений. Никто кз взрослых, присутствовавших на "эксперименте", и близко не смог повторить ничего подобного.
Увы, администрация школы к методу Березина относилась без всякого интереса. Владимир отправился на "вольные хлеба", продолжая работу над учебником, способным развивать и тренировать память детей. Пособие уже готово, но теперь пылится на полке. Никто не решается его издать, а "своих средств" у Березина на это не хватает.
Сейчас он одержим идеей отправиться в Англию, где, как он слышал, проводятся "состязания умов". Суть их заключается в том, что после беглого знакомства с определенной информацией (тексты, карты и т.п.) участник должен по памяти воспроизвести ее как можно полнее. Березин готов продать все свое имущество, лишь бы заявить на эти состязания своего младшего сына, для которого знакомство с системой отца оказалось, очевидно, очень плодотворным